Удельный вес земляных работ при строительстве водопровод-; сооружений весьма значителен. Вследствие этого, а также большой трудоемкости этих работ необходимы четкая организация их и максимальная механизация. После выноса проекта в натуру, определения габаритов колодцев и камер, разбивки ширины траншей и котлованов приступают к рытью их, предварительно разобрав имеющееся на улице за-. мощение на ширину 0,5 м больше ширины отрываемых траншей и котлованов. Разобранное покрытие не смешивают с удаляемым из траншей грунтом и, по возможности, используют для восстановления замощения. Бетонное основание удаляют при помощи отбойных молотков или бетоноломов. Булыжное замощение можно разбирать также при помощи прицепных плугов к грузовым автомобилям или гусеничным тракторам С-80. Во всех случаях при рытье траншей вынутый из них — грунт следует отваливать на одну сторону траншеи для того, чтобы по другой стороне се можно было подвозить материалы, размещать трубы и обеспечивать возможность проезда для городского транспорта. Если этого осуществить по каким-либо причинам нельзя, то улицу на время производства работ закрывают для проезда транспорта, размещая грунт и материалы, как указано выше. В исключительных случаях, когда проезд по улице закрыть нельзя, а вынутый грунт на одной стороне траншеи не укладывается, избыток его вывозят на временную свалку. По мере окончания укладки отдельных участков трубопровода грунт для засыпки привозят обратно.

Если на проезжей части улицы устраивается усовершенствованное покрытие, то глинистые и другие грунты, полученные при рытье траншей и котлованов, плохо поддающиеся уплотнению, вывозят на свалку и вместо них привозят песчаные, которыми засыпают траншеи.